Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом
Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучения, т.е. учет типичных индивидуальных различий учащихся. Если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.
Положительные стороны дифференцированного обучения
сильным учащимся можно уделить время;
слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
повышается уровень Я-концепции
(ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
повышается уровень мотивации у сильных учеников
Отрицательные стороны дифференцированного обучения
слабые не имеют возможности тянуться за сильными; понижается уровень мотивации в слабых группах
Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников
1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).
Предполагает организацию работы внутри класса
Таким образом, одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что "сильные" ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а "слабые" обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
В ходе исследовательской работы нами были получены следующие результаты:
Исследованы идеи развития теории и практики дифференциации процесса обучения. Рассмотрены отечественные и зарубежные взгляды педагогов, различные планы по внедрению дифференциации в процесс обучения;
Изучены сущность, цели и формы дифференциации процесса обучения;
Определены психолого-педагогические основы и условия эффективности дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.
Рассмотрена работа по дифференциальной технологии на уроках математики. Применение дифференциации заданий даёт возможность максимального усвоения знаний учениками с разным уровнем знаний
Дифференцированное обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.
Новое в образовании:
Теоретические основы преподавания
информатики в общеобразовательной школе
На сегодняшний день многие положения общеобразовательного курса информатики вполне определены. Большинство авторов полагают, что информатика не сводится к computer science, а является фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, которая изучает закономерности протекания информационных процессов ...
Понятие патриотизма и гражданственности
Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека, так писал Томас Манн немецкий писатель (1875–1955). Впервые слово «патриот» по ...
Подготовка к занятиям
Для каждой темы до начала ее изучения руководитель театра мод составляет перспективно-тематический план занятий. В нем предусматриваются рациональное распределение учебного материала темы по занятиям, формы и метод ведения занятий, применение наглядных пособий и технических средств обучения, домашн ...