дифференцированный метод поощрения;
использование наглядности в разных видах.
Учебные задания в начальной школе обязательно должны включать в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий для первоклассников, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением. В основе приемов в 1 классе лежат действия детей с фигурами, с предметами, со словами, с числами.
Например: "Сложи из палочек цифру, букву"; вылепи из пластилина пирамидку из 5 колечек, рядом - ниже на 2 колечка; сложи из ниток фигуру по образцу и т.д. В учебный процесс включают дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления. В УМК "Начальная школа XXI века" в рабочей тетради для 1 класса "Учимся думать и фантазировать" (Гаврилина С. В.) даны задания на развитие психологических качеств: внимания, воображения, памяти, мышления. Задания даны по степени сложности, что помогает организовать групповую дифференцированную работу.
Внимание - это важная форма организации познавательной деятельности. В учебный материал включают содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
Логическое мышление. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем мышления. Отсюда вытекает главная задача педагогического процесса - формирование у школьников гармонического склада ума. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать. Примером могут служить математические кроссворды. Первоначально использую простые кроссворды (примеры с "окошками), затем более сложные. Логические задачи и задания содействуют развитию умения обосновывать, доказывать правильность своего суждения.
Память является одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Для развития памяти использую слуховые и зрительные диктанты.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Главным средством формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Дидактические игры широко применяются на уроках математики для развития познавательной активности. Проводятся они в основном фронтально, со всем классом, поэтому трудно обеспечить активное участие в игре всех учеников, что снижает эффективность этих игр. Математические игры, разработанные М.И. Моро Н.Ф. Вапняр в пособии "Карточки с математическими заданиями и играми" дают возможность для проведения индивидуальной или групповой работы. Продумав образовательную цель игры, её воспитательные и развивающие возможности, определяется время проведения игры на уроке. Желательно раздать разноуровневые наборы предлагаемой игры ещё до урока. После инструктажа дети играют самостоятельно. Учитель наблюдает за ходом игры, вмешиваясь лишь в необходимых случаях. После игры проводится взаимопроверки и подводится итог. Ценность этих игр в том, что они полностью соответствуют целям и задачам урока, проводятся дифференцированно и в них принимают участие все дети класса.
Новое в образовании:
Элементы комбинаторики. Принцип Дирихле
В начале занятия кратко рассказать историю зарождения комбинаторики и об областях ее применения. Определение. Задачи на составление числа возможных соединений элементов с определенными свойствами, которые можно составить из элементов заданного множества, называются комбинаторными. Задача 1. Сколько ...
Понятие коммуникативная компетентность
Наиболее часто формулируемая проблема заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации». Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда. C.Е. Шишов связывает компетентностный по ...
Примерные театральные игры, используемые в работе с детьми раннего возраста
Этюд «Наши уточки с утра» (для театра картинок на фланелеграфе) Для проведения этого этюда потребуется: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка. Ведущий поочередно, в соответствии с текстом, выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением нужных пт ...