Соотношение обучения и развития личности

Педагогика сегодня » Обучение как фактор развития личности » Соотношение обучения и развития личности

Страница 2

И, наконец, согласно третьей точке зрения, наиболее признанной российскими учеными, обучение ведет за собой развитие и должно идти впереди него. Впервые она была сформулирована Л.С. Выготским в его концепции умственного развития ребенка. Подвергнув критике первые две точки зрения, он утверждал, что развитие совершается в неразрывной внутренней связи с обучением, в ходе его поступательного движения. Сотрудничество ребенка и взрослого – центральное звено в педагогическом процессе, так как умственное развитие ребенка осуществляется путем формирования у него высших психических функций с помощью и при участии взрослого, т.е. в ходе культурного развития ребенка.

Обучение, по Л.С. Выготскому, – это источник развития ребенка. Под влиянием обучения происходит перестройка всех его психических функций. В этой связи он относил начало обучения к более раннему возрасту. «Обучение начинается не только в школьном возрасте, обучение есть и в дошкольном возрасте. Будущее исследование, вероятно, покажет, что спонтанные понятия ребенка являются таким же продуктом дошкольного обучения, как научные понятия представляют собой продукт школьного обучения».

При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Л.С. Выготский, ведущую роль отводил обучению. Процесс развития ребенка, считал он, не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Развивая этот тезис, ученый выделил два уровня развития ребенка: уровень его актуального развития и зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития обнаруживается в совместном со взрослыми решении задач. Именно обучение должно создавать зону ближайшего развития. Такое обучение двигает развитие, идет впереди него, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Поэтому обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Самостоятельное решение ребенком интеллектуальных задач характеризует уровень его актуального развития.

Благодаря концепции психического развития Л.С. Выготского педагогика обогатилась представлением о том, что психика социальна по происхождению, что обучение и развитие – взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. При этом ведущая роль обучения стала пониматься как пробуждение в ребенке процессов развития. Обучение «вызывает их к жизни, пускает их в ход» .

В русле идей Л.С. Выготского разрабатывали вопросы соотношения обучения и развития отечественные психологи и педагоги: С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов и др. Созданный ими теоретический фундамент был задействован педагогикой и отразился в ее основных концепциях обучения.

Точка зрения Л.С. Выготского стала основополагающей и для представителей когнитивной психологии в США. Так, Дж. Брунер отмечает, что «преподавание основ наук, даже на элементарном уровне, не должно слепо следовать естественному ходу познавательного развития ребенка. Преподавание может стать даже ведущим фактором этого развития, предоставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возможности самому формировать свое развитие».

Нужно отметить, что во всех концепциях обучения выделяются разные показатели и критерии развития человека. Это объясняется тем, что содержание понятия «развитие человека» определяется учеными неодинаково. Наиболее распространенной является такая его трактовка: развитие человека – это процесс количественных и качественных изменений его организма, нервной системы и психики.

Однако развитие как всеобщее свойство материи и сознания характеризуется целым рядом противоречий. Прежде всего, оно обладает протяженностью во времени. Время есть сущностная характеристика процесса развития. В.Д. Шадриков отмечает, что развивать можно любые качества, но развитию, как и любому процессу, присущи инерционность и латентные периоды. Развивающее воздействие даст эффект развития в том случае, если оно будет достаточно длительным. При этом нужно иметь в виду, что доказано существование особых периодов, в которые развитие происходит наиболее быстро и вне пределов которых существенного эффекта добиться невозможно. Такие периоды получили название сензитивных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Математический кружок для 5-6 классов как средство развития познавательного интереса
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширяет кругозор. Кружок также имеет сильное воспитательное значение, так как его целью является не только освещение к ...

Понятие патриотизма и гражданственности
Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека, так писал Томас Манн немецкий писатель (1875–1955). Впервые слово «патриот» по ...

Анализ практической деятельности по организации свободного времени подростков в детском оздоровительном лагере
Учреждения сферы каникулярного (летнего) отдыха – это уникальная воспитательная и социокультурная система, обладающая такими специфическими особенностями, как интенсивность форм проживания и общения, кратковременность существования детского и педагогического коллективов, комплексности применения пс ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru