Однако здесь следует обратить внимание на одно, весьма существенное обстоятельство: утверждая, что «волеизъявление» - не только прерогатива лиц, относящихся к категории органа вуза, как юридического лица, но и его работников, если они сообразуют свои действия в соответствии с кругом их служебных и образовательных обязанностей и не выходят за их пределы.
Проблема выявления и актуализации потенциальных возможностей вузовского коллектива в осуществлении его образовательной компетенции достаточно сложна и нуждается в специальном исследовании.
Подобно тому, как компетенция вуза, при всей ее потенциальной динамичности и обогащенности позитивной ответственностью, не реализуется сама по себе, автоматически, а предполагает создание для этого социального механизма осуществления компетенции, так и ответственность вуза не сводится к своему позитивному варианту (ответственности наперед) и не действует в режиме нравственного императива, она имеет и свой ретроспективный вариант (ответственность за результат – деятельности), реализация которого предполагает наличие соответствующего процессуально-правового механизма.
И такие механизмы в российском государстве существуют: и действуют в рамках установленной законом юрисдикции органов суда, арбитража, административных, управленческих органов. В предусмотренном законом порядке они правомочны давать оценку действию физических и юридических лиц, их официальных руководителей как правомерному или не правомерному, разрешать спорные вопросы, применять юридические санкции к лицу, не выполняющему своих служебных обязанностей или совершившему правонарушение.
Таким образом, создавая современные организационно-правовые формы и методы государственного управления образовательной деятельностью российских высших учебных заведений, в том числе и военных вузов, законодатель не ограничивается традиционными подходами (хотя и не отказывается от некоторых из них) , а вводит новые, адекватные потребностям широкой демократизации жизнедеятельности нашего общества. Центральное место среди них занимает статусный метод - метод предоставления образовательным учреждениям широких полномочий в форме развернутой и всеобъемлющей компетенции, сопрягаемой с соответствующей ответственностью.
Высшим учебным заведениям предоставляются законом автономия и академические свободы, стимулируется их позитивная юридическая ответственность как структурный элемент компетенции. Одновременно резко повышаются требования к качеству подготавливаемых вузами специалистов, усиливается государственный контроль за качеством образования. В этих условиях возрастает роль и общественного контроля за осуществлением вузом его компетенции, роль коллектива и его малых групп в активизации образовательной деятельности.
Новое в образовании:
Схемы и алгоритмы наблюдения и анализа уроков в гимназии
№37
За время практики мы ознакомились с системой работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе С.Д. Байрамбековой. Анализ урока проводился по следующим схемам и алгоритмам: Схема наблюдения уроков № 1. Наблюдение за деятельностью учителя и учащихся I. Требования к деятельности учителя За ...
Рекомендации по совершенствованию процесса развития
творческих способностей подростков путем создания фотовыставки в сфере
дополнительного образования
С целью совершенствования творческих способностей подростков нами был разработан проект фотовыставки. Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереального, ...
Анализ результатов исследования
Было проведено 3 урока в 1 “а” классе по изобразительному искусству с применение ЭВМ. Делая заключение из этих уроков можно сказать, что применение ЭВМ очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. Все дети работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отлич ...