Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи

Педагогика сегодня » Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет » Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи

Страница 2

В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику – систему упражнений для речевых органов. Ее цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционной гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной конструкции.

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно три раза:

В утренние часы, после занятий и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики – 5минут.

Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается педагогом в соответствии с разрабатываемым звуком.

В комплекс входят 4-5 упражнений: 2-3 статистических и 2-3 динамических.

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука.

В результате педагог каждую неделю знакомит детей с одним новым упражнением и отрабатывает его в артикуляционной гимнастике.

Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки, затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждым ребенком.

После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком. Сначала движения выполняются медленно, затем темп их удваивается.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед ними – педагог встает за их спины. Все видят друг друга в зеркале. Общение, показ артикуляционных поз происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педагогу видно, как дети выполняют предложенные артикуляции.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесс, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких средств – игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонематической, или звуковой, стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и тому подобное).

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.

Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.

Аскарина Н. М указывала: « В условиях обученного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельности. Необходимо проводить специальные занятия, а лучшим средством остается дидактическая игра. Она закрепляет знания».

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Формы контроля за физическим развитием
А) Определение уровня физического развития: по внешним признакам; по антропометрическим показателям; Б) Динамические наблюдения за состоянием здоровья детей (выполняется врачами). В) Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест занятий (спортивный зал, групповая комната, спортивная площадка) ...

Принцип наглядности
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Если человек получает инфор ...

Деятельность учреждений культуры и учреждений дополнительного образования по реализации творческой активности детей
Сравним две педагогических характеристики: · Слабая интегрированность в детский коллектив; наличие серьезных рассогласований личностных и коллективных ценностей; низкий статус в группе – недостаточный авторитет среди товарищей и педагогов; трудности в общении; отсутствие мотивации к познанию и твор ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru