Сущность и характеристика творческих способностей

Страница 5

Главной из составляющих критичности является способность к оценке, способность к выбору одной из многих альтернатив до её проверки. Оценочные действия, указывает Лук А.Н., происходят не только по завершении работы, но и многократно по её ходу.

Среди критериев оценки, кроме логической непротиворечивости и соответствия ранее накопленному опыту, Лук А.Н. называет также эстетические критерии изящества и красоты.

Способность объединять вновь воспринимаемые сведения тем или иным способом уже в процессе восприятия Лук А.Н. называл условием и предпосылкой способности к генерированию идей. Лёгкость генерирования идей, по утверждению Лука А.Н., одна из составляющих творческой одарённости. Он говорит, что не обязательно каждая идея должна быть правильной, чем больше идей выдвигает человек, тем больше вероятности, что среди них будут хорошие идеи, но лучшие идеи приходят в голову не сразу.

Лук А.Н. выделял три типа воображения:

1. Логическое – выводит будущее из настоящего с помощью логических преобразований.

2. Критическое – ищет то, что несовершенно и нуждается в изменении.

3. Творческое – рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной действительности.

Творческому воображению Лук А.Н. отводил ведущую роль в развитии общества.

Завершая описание и определение творческих способностей, Лук А.Н. говорил «перечисленные выше слагаемые творческой одарённости не отличаются по сути своей от обычных мыслительных способностей, а элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены и по-разному сочетаются между собой».

Психологи выделяют критерии развития творческих способностей. В частности Степанов Е.Н. предложил в практике обучения и воспитания творческих способностей в школе опираться на следующие критерии:

«– Чувство новизны

– Способность преобразовать структуру объекта

– Направленность на творчество

– Критичность».

И в качестве показателей предложил

«– Умение и стремление к познанию

– Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях

– Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей

– Обладание способностями к рефлексии, оценке и самооценке.»

Существуют три подхода к изучению возрастных закономерностей творчества.

Первый подход прослеживает связь максимальной продуктивности с возрастом на основе анализа соответствующих продуктов деятельности. Так, американские ученые Леман Г. и Деннис У., изучив жизненный путь многих выдающихся ученых, художников и мыслителей за несколько столетий, нашли, что наиболее продуктивным периодом их жизни был возраст от 20 до 40 лет, со значительными вариациями по профессиям. На основе этих и других данных принято считать, что у математиков пик творческой активности приходится на 23 года, у химиков – на 29–30 лет, у физиков – на 32–33 года, у астрономов – на 40–44 года и т.д.

Второй подход можно назвать личностным: сравнивая свойства людей, известных творческими достижениями, со свойствами менее продуктивных людей, психологи пытаются определить важнейшие черты творческой личности. Оказалось, что более творческие люди, независимо от возраста и направленности интересов, отличались от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и – одновременно – уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Возрастных различий по этим качествам ученые не нашли. Зато такие различия обнаружились в наборе качеств, которые психологи условно назвали «дисциплинированной эффективностью», включив сюда самоконтроль, потребность в достижении и чувство благополучия. Творческие взрослые получили по этой группе качеств более низкие, а творческие юноши более высокие показатели, чем их менее продуктивные сверстники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Логопедическая работа по развитию лексики дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование речи у детей с её недоразвитием строится с учётом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определёнными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятель ...

Особенности звуковой культуры речи детей 4-5лет
В основе формирования звуковой культуры речи и обучения грамоте лежит опора на речевой и фонематический слух, на умения и навыки фонематического восприятия, благодаря которым развивается умения и навыки языкового и звукового, а в дальнейшем и звукобуквенного анализа и синтеза. Четвертый год жизни о ...

Среднее образование во Франции
Среднее образование во Франции установлено двумя блоками: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения (лицей). Среднее образование является обязательным и бесплатным. Срок обучения на этом этапе – 7 лет. Коллежем во Франции называют I ступень средней школы. Они дают реальное образование, т ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru