Развитие социальных способностей детей в педагогике С. Френе

Педагогика сегодня » Развитие социальных способностей детей в педагогике С. Френе

Селестен Френе (1896-1966) — один из самых известных французских педагогов XX в., который искал пути создания народной школы в демократическом государстве и реализовал свои новаторские идеи в небольшой сельской школе на юге Франции. В разоренной Первой мировой войной Европе его, как и многих современников, серьезно волновала проблема: как помочь ребенку стать полноправным членом общества, как, взрослея, даже в небогатой сельской обстановке осуществить «свое человеческое предназначение»?

Центральная идея педагогической концепции С. Френе сводится к тому, что для развития социальных способностей детей, нравственных и гражданских качеств их личности недостаточно просто изменить программы и методы обучения. Необходимо создать в школе совершенное социальное общество, где каждый ребенок сам будет строить свою личность, а взрослые (учителя, родители) станут ему в этом помогать. В такой школе, сориентированной на ребенка и его социальную жизнь, как пишет С. Френе, «главным для нас является следующее:

а) здоровье ребенка, его стремление к знаниям, развитие его творческих возможностей, присущее его природе желание постоянно двигаться вперед, к максимально полной самореализации;

б) благоприятная среда, в которой воспитывается ребенок;

в) оборудование и технические средства, обеспечивающие естественный, живой и всесторонний воспитательный процесс».

В качестве первого основания своей системы, ее движущей силы и философии С. Френе использует мотивированную деятельность детей, их труд. Любопытно, что, организуя начальную школу, С. Френе принципиально рассчитывает на социализирующие возможности именно труда, а не детской игры. (Близкую к этой точку зрения мы уже встречали в концепции М. Монтессори.) Вступая в полемику с авторитетами в психологии и педагогике, он заявляет: «Дело в том, что игра вовсе не готовит детей к жизни. Она сжигает тот избыток энергии, которому традиционная педагогика не может найти разумного применения... Игра отвлекает от реальной жизни; она заставляет принимать за жизнь то, что является лишь ее бледной копией, и поэтому искажает представление об основных вопросах бытия».


Новое в образовании:

Психолого-педагогические аспекты формирования ценностной сферы дошкольников
В современной психологии нет единого толкования термина «ценностные ориентации». Следует отметить, что не всеми авторами специально дифференцируются понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Часто они отождествляются: для обозначения и ценностных ориентации, и ценностей используется термин «цен ...

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобра ...

Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Данные представлены в таблицах 3,4. Имя, фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированность ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru