Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Таким образом, тема нашей работы: «Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравственного воспитания школьников».
Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования – методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения.
Цель: теоретически обосновать значения методов осмысления детьми своего социального опыта мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании школьников, обобщить наблюдения за организацией нравственного воспитания школьников.
Задачи:
1) Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе
2) Выявить сущность процесса нравственного воспитания школьников;
3) Обосновать место методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в обшей системе методов воспитания;
4) Уточнить роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как путей нравственного воспитания школьников.
Гипотеза: методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения будут способствовать нравственному воспитанию школьников, если:
- они включены в общую систему работы по нравственному воспитанию школьников;
- они целенаправленно включены учителем в процесс нравственного воспитания школьников.
Новое в образовании:
Казахские национальные игры как средство воспитания детей
«Традиционная игра - это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире». С развитием нашей страны возрождается и древняя культура казахов, национальные игры, танцы, искусство ...
Использование компьютерных тестов в психолого-педагогической
диагностике
Внедрение информационных технологий, необходимость которых продиктована реализацией Российского проекта «Информатизация ОУ», должно обеспечить более высокий результат образования при минимальной затрате временного ресурса. Скачок в психодиагностике произошел благодаря использованию компьютерного те ...
Анализ существующих методик преподавания курса информатики в начальной
школе
Современный период развития цивилизационного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественногo производства, повышающим его эффективность и наукоемкость становится сбор, продуцирование, о ...